Парк от Христиана Хана город в небоскребе
Призыв любить пешеходов гениальным предвидением прозвучал у Ильфа и Петрова еще в тридцатые годы, когда весь автомобильный парк страны составлял, описанные в «Золотом теленке» два «Паккарда», два «Фиата» и один «Студебекер». К сожалению, этот здравый призыв не был услышан тогда. Теперь, впрочем, положение пешеходов усугубилось еще более. Рост благосостояния жителей земли, выражается сегодня в количестве автомобилей, в отдельных странах едва ли не превышающее количество душ населения.
Концепция City Within a Skyscraper предполагает не просто любовь к пешеходам. Пешеходов там будут холить и лелеять. Автомобилям в принципе, как бурым медведям в поморских сказках, «туда ходу нет». Вертикально спроектированные улицы города наверняка поставят всех водителей в тупик. Улица есть, а проехать с ветерком, наплевав на запрещающие знаки, не получится физически – не обучены современные монстры внутреннего сгорания вертикальному перемещению. Зато для «двуногих» здесь созданы все условия. Жилые зоны чередуются со скверами и парками, магазины с местами для занятий спортом, есть даже собственные почтовое отделение и полицейский участок.
Все полезные площади города-небоскреба заключены в шестиугольные формы – экспериментальным путем архитектор выяснил, что такая конструкция будет наиболее удобной для вписывания в вертикальную структуру. Чтобы не сделать свое творение пристанищем исключительно счастливых пенсионеров, архитектор расположил в здании рабочие места – офисы, а также школу и детский сад. В наши дни чрезвычайно развитых коммуникаций новая концепция делает необходимым покидать свое уютное гнездышко только ногами вперед – собственные крематорий и колумбарий в башне не предусмотрены. Зато все остальное, необходимое для полноценной жизни здесь имеется. Даже великолепный вид из окна – на остров Эллис и Статую Свободы.
Проект города в небоскребе был разработан Христофером Ханом для ежегодного международного конкурса eVolo 2010 Skyscraper Competition. Конкурс проводит авторитетный американский архитектурный журнал eVolo, пытающийся системно переосмыслить роль небоскребов в обществе. В том же 2010г. здесь предлагалась подобная концепция, разработанная русскоговорящими украинскими архитекторами. Существенное отличие от проекта Хана состоит в том, что украинская башня должна была состоять из суперпрочного вертикального остова с проложенными внутри магистралями коммуникаций. От центральной части отходят горизонтальные платформы, предназначенные для…индивидуальной застройки. Несмотря на то, что жюри конкурса признало идею технически неосуществимой, не возьмусь утверждать, что в ближайшее время Рублево - Успенское шоссе Подмосковья не покроется такими строениями. Сами понимаете, из того, что Рублевка не резиновая, надо искать выход. Пусть даже не совсем адекватный.
В отличие от творения украинских архитекторов, проект Х. Хана поражает своей законченностью. Взметнувшийся вверх город пешеходов, в котором нет места лошадиным силам, полностью повторяет всю инфраструктуру традиционного города, лишив ее сомнительных привилегий урбанизации – автомобильных коллапсов и обилия продуктов сгорания бензина в воздухе. Зато здесь достаточно зелени и тишины.
Озеленение небоскребов, на самом деле, процесс давно известный и детально разработанный. Собирающаяся в специальные резервуары дождевая вода питает зеленые насаждения башни, подаваемая на нужный уровень электрическими насосами. Электричество, кстати сказать, небоскребы тоже давно способны вырабатывать сами. Для этих целей существуют ветряные электростанции. Выработанной энергией также можно приводить в движение лифты и эскалаторы – единственные средства передвижения, допущенные в вертикальную идиллию для пешеходов. Сдается, что мировая архитектура выбрала верное направление, и первой ласточкой этих инноваций, вполне возможно, в недалеком будущем станет творение Христиана Хана.